понедельник, 21 мая 2012 г.

Переписи поземельной собственности


Переписи поземельной собственности
Во второй половине XIX в. сведения о землевладении соби¬рал Центральный статистический комитет. Для этих целей пред¬полагалось один раз в пять лет проводить переписи поземель¬ной собственности европейской России. Но были проведены лишь три переписи — в 1877, 1887 и 1905 гг.
Проведением первой переписи руководил П.П. Семенов. Ее программа была достаточно простой: указывались  фамилия, со¬словие или звание землевладельца, количество принадлежащей ему земли, для крестьянских обществ указывались количество дворов, число душ и способ использования пашни (общинный или подворный).
Опросные листы заполняли сами землевладель¬цы, а по крестьянским землям — волостные правления. В публикации материалов первой переписи приводились данные о количестве и размерах земельных владе-ний в 49 губерниях, систематизированные по сословиям и кате¬гориям владельцев. В издании помещена таблица процентных соотношений категорий землевладельцев и шесть таблиц по ка¬ждой губернии:  1) сведения о размере поземельной собственно¬сти с распределением на частную, общинную, казенную; 2) о ча¬стновладельческой земле с распределением по размерам земле¬владений; 3) о частновладельческой земле с распределением по категориям владельцев; 4) о надельных землях; 5) о количестве населенных мест; 6) о количестве строений.
Результаты переписи были опубликованы ЦСК в восьми выпусках под названием «Статистика поземельной собственности и населенных мест Европейской России».
Сведения о сельском хозяйстве Беларуси приводятся в отдельных выпусках. Так, в публикации Первой поземельной переписи это выпуск V («Губернии Литовской и Белорусской групп», 1882), который включает данные о поземельной собственности по губерниям Минской, Витебской, Могилёвской. В начале помещены общие сведения о количестве поземельной собственности с ее распределением (земли в личной собственности, в пользовании крестьянских общин, государственные земли, церкви и разных учреждений). Есть сведения о населенных пунктах по их категориям с определением общего количества жилых строений, в том числе каменных.
Программа второй пере¬писи в 1887 г. совпадала с програм¬мой первой переписи, но некоторые различия делают их резуль¬таты практически несопоставимыми. Следует отметить и низ¬кий уровень организации переписей, которые по-прежнему про¬водились главным образом силами полиции. Материалы второй переписи также опубликованы.
Третья перепись проводилась в сложный период, связанный с революционными событиями 1905 года,  что отразилось на ее качестве. Материалы третьей поземельной переписи 1905 г., которая охватила 50 губерний Европейской России, были изданы в 1906 – 1907 гг.
Наиболее существенным недостатком была неорганизованность земельного учета на местах. Иногда ни сами владельцы, ни волостные правления, ни другие учреждения не знали точного количества земли. Иногда сведения разных ведомств нельзя было сравнивать, они отличались заведомой неполнотой. Примешивалась и политика. Так, П. Семёнов, отмечая недоучет около 14% площадей, подчеркивал: «В Беларуской области, где площадей, занятых неудобными землями и особенно болотами, еще больше, можно было бы ожидать еще и большего недоучета, да в уставных грамотах беларуских губерний, где поверочные комиссии действовали с меньшей строгостью, чем в губерниях литовских, меньшая пропорция земель была признана неудобной (это значит не подлежащей обложению выкупным платежом или оброчной податью)».
Статистика скотоводства
Сведения о поголовье скота также включались в губернатор¬ские отчеты. С 1863 г. данные о численности скота собирало Ве¬теринарное управление МВД. Но наиболее ценны военно-кон¬ские переписи, которые проводились с 80-х годов XIX в.
Первая военно-конская перепись была проведена Централь¬ным статистическим комитетом в 58 губерниях в 1882 г. С 1888 г. такие переписи проводились регулярно. Они дают подробные сведения не только о распределении лошадей по возрасту, но и по разным категориям владельцев. В них также приводится груп¬пировка владельцев в зависимости от обеспеченности лошадьми (безлошадные хозяйства, однолошадные и т. д.). Именно поэто¬му значение военно-конских переписей выходит за рамки иссле¬дования состояния коневодства. Они дают ценную информацию о состоянии крестьянского хозяйства в целом, в первую очередь потому, что заинтересованность военного ведомства обеспечива¬ла высокое качество статистической информации.
В 1900 г. Центральный статистический комитет анкетным методом собрал и опубликовал данные о количестве рабочего и продуктивного скота.
Статистика урожайности и посевных площадей
Попытки наладить статистику урожаев наблюда¬лись уже в конце XVIII в.. Но на протяжении большей части XIX в. почти единственным источником статистических сведе¬ний о сельскохозяйственном производстве продолжали оста¬ваться статистические приложения к губернаторским отчетам, в которых учитывались только объем высеваемого и собираемого зерна и урожайность в «самах» . Размер посевных площадей не принимался во внимание.
В 1881 и 1887 гг. Центральный статистический комитет разослал оп-росные листы с тем, чтобы получить сведения о посевных пло¬щадях. С 1893 г. эти сведения со¬бирались ежегодно и публиковались.
Одновременно с переписями посевных площадей собира¬лись данные об урожайности. Эти данные поступали через сеть корреспондентов Центрального статистического комитета.
Кроме Комитета, статистикой урожайности занимался де¬партамент земледелия и сельской промышленности (с 1894 г. — отдел сельской экономики и сельскохозяйственной статистики) министерства земледелия и государственных имуществ. Сведе¬ния об урожайности с единицы площади на надельных и частно¬владельческих землях собирали добровольные корреспонденты. Размеры посевной площади также не учитывались.

Комментариев нет:

Отправить комментарий