понедельник, 21 мая 2012 г.

9. Статистические источники новейшего времени


В период новейшего времени сохранились три основных направления в статистике: демографическая статистика, статистика сельского хозяйства и статистика промышленности.
Организация статистического учета.
Большевики и особенно В.И. Ленин (в работе «Развитие капитализма в России») придавали большое значение статистике. Поэтому уже в 1918 г. было организовано Центральное статистическое управление РСФСР, которое организовало сбор статистических данных по Витебской, Могилевской и Смоленской губерниям. Под контролем ЦСУ РСФСР в декабре 1918 г. было организовано Минское статистическое бюро при Минском губернском ревкоме. В феврале 1919 г. был создан Центральный статистический отдел БССР, который был ликвидирован после создания Литовско-Белорусской ССР (ЛитБел). После освобождения Минска в июле 1920 г. от польских войск было вновь создано Минское губернское статистическое бюро, которое позже было преобразовано в Центральное статистическое бюро БССР. В ноябре 1924 г. ЦСБ было преобразовано в Центральное статистическое управление БССР.
Наряду с ЦСУ текущей статистикой промышленности занимались статистические органы Всероссийского (с 1922 г. —Всесоюзного) Совета народного хозяйства и Совета народного хозяйства БССР.
В январе 1930 г. ЦСУ БССР было ликвидировано, а его функции были переданы сектору народнохозяйственного учета Госплана БССР. В 1931 г. в составе Госплана создается Центральное управление народно-хозяйственного учета СССР, руководитель которого М. Осинский объявил войну искажениям информации.
В 1932 г. на основе сектора народно-хозяйственного учета Госплана БССР было создано Управление народно-хозяйственного учета БССР, которое получило инструкции от ЦУНХУ СССР о проведении промышленных и сельскохозяйственных переписей и контрольного учета учреждений охраны здоровья. За предоставление искаженной информации о выполнении плана была введена уголовная ответственность.  В середине 30-х многие люди, занимавшиеся статистикой, были репрессированы.
Начало войны с Германией в 1941 г. потребовало получения достоверной статистической информации. Поэтому в 1941 г. ЦУНХУ при Госплане было преобразовано в Центральное статистическое управления, которое в 1948 г. перешло из состава Госплана в подчинение Совету Министров СССР. Была восстановлена и деятельность ЦСУ БССР, статистические органы которого входили в единую статистическую службу СССР.
В связи с политическими изменениями в 1990 г. ЦСУ БССР было преобразовано в Госкомитет по статистике и анализу при Кабинете Министров Республики Беларусь. В настоящее время Госкомитет был преобразован в Министерство по статистике и анализу при Совете министров РБ.

Демографическая статистика новейшего времени
Большевики с первых дней пребывания у власти стремились к учету населения, т.е. трудовых ресурсов, необходимых для планового ведения экономики. Уже 18 декабря 1917 г. был издан декрет Совнаркома о введении специальных книг для записи актов гражданского состояния — рождений, браков, смертей. В начале 1918 г. функции регистрации этих актов были переданы от церкви государственным органам — отделам записи актов гражданского состояния. Это было вызвано как большевистской идеей отделения церкви от государства, так и стремлением государства объединить учет населения, который был в руках разных конфессий, и взять его под контроль.
Сведения о естественном движении населения (рождаемости и смертности) регулярно публиковались до 1929 г. и после перерыва, вызванного коллективизацией и репрессиями, с середины 50-х гг. XX в. до настоящего времени. В связи с отставанием СССР от развитых стран по уровню жизни с 1973 г. исчезают сведения о детской смертности и продолжительности жизни (последняя публикация за 1972 г.). В 1976 г. последний раз были опубликованы возрастные коэффициенты смертности. Регулярно публиковались только сведения о рождаемости.
Наиболее важной формой учета населения в новейшее время стали переписи. Всего было проведено восемь всеобщих переписей населения в советское время (в 1920, 1926, 1937, 1939, 1959, 1970, 1979, 1989 гг.) и 1 перепись (1999 г.) в период независимости республики. Население Западной Беларуси учитывалось 3 польскими переписями (1919, 1921, 1931 гг.).
Первая перепись 28 августа 1920 г. проходила в период польско-советской войны. Среди населения ходили слухи о возможной передаче Беларуси под протекторат Польши, поэтому многие белорусы в этих условиях предпочли назваться русскими. Во многих местностях, охваченных бандитизмом и партизанской войной, перепись не проводилась. Эти недостатки не позволяют считать перепись 1920 г. достоверной.
В 1923 г. в городах и местечках Восточной и Центральной Беларуси была проведена городская перепись, которая позволила учесть возрастную динамику, национальный состав и экономическое положение городского населения. Ценность данных этой переписи снижается из-за их несопоставимости с результатами следующих переписей, что было вызвано укрупнением территории БССР в 1924 и 1926 гг. и проведением нового административного деления на округа и районы (взамен губерний и уездов).
Необходимость учета населения в новых административных границах вызвала публикацию «Итогов административного списка поселений и хозяйств БССР на 1 января 1925 г.», в котором отразились демографические и экономические показатели по 10 округам БССР и каждому сельсовету.
17 декабря 1926 г. прошла Всесоюзная перепись, которая охватила 12 округов БССР. Первичными материалами переписи были 4 опросных формуляра: личный листок, семейная карта и владельческая ведомость в городах и местечках, поселенный список хозяев дома в сельской местности. Согласно программе переписи регистратор должен был спрашивать не про родной язык, а каким языком лучше владеет опрашиваемый или на каком обычно разговаривает. На результат по данному вопросу повлияла политика белоруссизации, проводившаяся в БССР с 1924 г. Перепись 1926 г. была опубликована в 56 томах, наиболее полно в новейшее время. Данные переписи были сгруппированы в томах по тематическому, а не по региональному принципу. Например, в томе Х содержались сведения по национальности, языке, половозрастной структуре, грамотности населения Беларуси. В томе XVII (занятия) освещена этническая структура различных, профессиональных групп по отраслям производства в разных округах Беларуси, главные и дополнительные занятия разных народов.
Следующая Всесоюзная перепись была проведена в 1937 г. В отличие от переписи 1926 г., в которой регистрировалось в городах постоянное население, в переписи 1937 г. в городах учитывалось лишь наличное население. Вследствие того, что общее количество населения СССР по данным переписи вместо запланированных 170 млн. было исчислено в 162,5 млн. человек, материалы переписи остались неопубликованными, а руководителей переписи арестовали и расстреляли. Лишь в 1991 г. в архивах были найдены первичные материалы переписи 1937 г. и опубликованы в издании «Всесоюзная перепись населения 1937 г. Краткие итоги».
Через два года, в 1939 г. была проведена новая Всесоюзная перепись населения. Ее программа отличалась от программы предыдущих переписей. Например, в отличие от переписи 1926 г., где был поставлен вопрос о народности, в переписи 1939 г. ставился вопрос о национальности, в дополнение к вопросу о грамотности поставлен вопрос о ее уровне. Основными документами переписи были переписной лист, инструкция по его заполнению, контрольный бланк, свидетельство о ходе переписи. Итоги переписи были удовлетворительны для руководства страны, так как в состав СССР были включены территории Западной Беларуси и Западной Украины, население которых было не учтено, а оценено. По переписи было учтено лишь население Восточной Беларуси, входившее в состав БССР. Предварительные итоги переписи публиковались в периодической печати 2 июня 1939 г. и 29 апреля 1940 г. Более полная публикация результатов переписи была помещена в № 6 за 1956 г. «Вестника статистики».
В Западной Беларуси перепись проводилась польским Гражданским управлением восточных земель в 1919 г. на ограниченной территории в условиях бандитизма и войны. Поэтому результаты этой переписи считались недостоверными самими польскими статистиками. Более полной по территории и охвату населения была всеобщая перепись Польской Республики 1921 г., но в ней белорусы-католики записывались поляками.
Еще в большей мере подобные искажения, вызванные политикой полонизации, отмечаются во второй всеобщей польской переписи 1931 г. По данным переписи на 1 апреля 1931 г. на территории Виленского, Новогрудского, Полесского воеводств, Гродненского и Волковысского поветов Белостокского воеводства (более 97 тыс. кв. км) проживало около 3 млн. 850 тыс. человек. Эта территория составляла 25 % площади Польши. Здесь проживало 12 % ее населения. Критерием выбора национальности был принят «родной язык». Своим родным языком признали:
Польский — 1 млн. 664 тыс. человек (43 %). В Виленском воеводстве — 60 % жителей, Новогрудском — 52 %, Полесском — 14 %, Гродненском и Волковысском повете — 47–48 %. Из них 290 тыс. человек польско-белорусская группа (7,5%), т.е. белорусов, подвергнувшихся процессам полонизации;
Белорусский — 914 тыс. человек (23,7%);
«Тутейший» — 707 тыс. жителей Полесского воеводства (полешуки, которые не определились со своей национальностью, белорусы или украинцы) (18,4 %);
Идиш и иврит — 347 тыс. человек (9 %);
Литовский — 76 тыс. человек (2 %);
Русский — 75 тыс. человек (2 %);
Украинский — 57 тыс. человек (1,5 %).
В период Великой Отечественной войны проводился текущий учет эвакуированного населения, и населения, находящегося на карточном обеспечении.
Следующая всеобщая перепись населения в СССР проводилась в период «оттепели» в 1959 г. По сравнению с переписью 1939 г. в переписной лист были внесены следующие изменения: вместо вопроса о грамотности ставился вопрос об уровне образования, который был расширен, вводилась градация образования на высшее, незаконченное высшее, среднее, среднее специальное, незаконченное среднее, семилетнее и начальное. Результаты переписи были опубликованы вместе со сравнительными результатами переписи 1939 г. в 16 выпусках — сводный том по СССР и 15 сборников по союзным республикам. В отличие от переписей 1920 и 1926 гг. по переписи 1959 г. нельзя изучить семейное положение, миграции населения, продолжительность проживания на одном месте.
В следующей переписи 1970 г. постарались избавиться от этих недостатков, введя 3 новых вопроса о миграции населения: о продолжительности проживания на одном месте, о предыдущем месте жительства и мотивах его перемены. Это позволяет определить основные миграционные потоки. Впервые в ходе переписи были заданы 7 необязательных вопросов о занятиях, месте работы, продолжительности работы, миграции задавались каждому 4-ому человеку в жилых помещениях. Результаты переписи были опубликованы в 1972–1974 гг. в 7 томах по тематическому, а не региональному принципу.
Перепись 1979 г. была проведена по более расширенной программе по сравнению с переписью 1970 г. Единственный том материалов переписи (также как в переписи 1920 г.) был опубликован в 1985 г.
Следующая перепись была проведена в 1989 г. В переписном листе ставились вопросы об обеспеченности семей жильем, что было связано с обещанием М.С. Горбачева предоставить каждой советской семье отдельную квартиру в 2000 г. Материалы переписи были опубликованы в нескольких брошюрах и в периодической печати.
Первая перепись в Республике Беларусь была проведена в феврале 1999 г. Основными документами переписи были индивидуальный переписной лист, переписной лист на семью, переписной лист на иностранных граждан, контрольные листы и фишки, позволяющие исключить двойной учет населения. Сведения собирались специально подготовленными переписчиками со слов опрашиваемых.
Переписи населения показали следующие демографические процессы, которые прошли Беларуси в ХХ в.:
Приостановку постоянного роста населения (до 10,3 млн человек) в последнее десятилетие, большие потери республики в период двух мировых войн.
Перемещение сельского населения в города (в начале XX века —  80 % сельского населения и 20 % городского, в конце века  — 70 % городского и 30 % сельского).
Сокращение таких национальных групп населения как евреи (в 1989 г. – 100 тыс. чел. (1 %) и поляки (в 1989 г. – 400 тыс. чел. (4 %) , и увеличение количества белорусов (до 75 % в 1989 г.) и русских (13% в 1989 г.).
Появление крупного мегаполиса — города Минска, который аккумулирует в себе 16 – 20 % населения Беларуси.
Выравнивание к концу века соотношения количества мужчин и женщин, нарушенного в период второй мировой войны.
Перепись 1999 г. показала, что общая численность населения республики составила 10 млн. 45 тыс человек. По сравнению с переписью 1989 г. отмечено снижение общего количества населения на 107 тыс. человек (1%). С 1993 г. в республике началась депопуляция. Родилось в стране 1 млн. 163 тыс. детей, а умерло 1 млн. 244 тыс. человек. Городское население в Беларуси составило 6 млн. 961 тыс. человек (69 %), а сельское – 3 млн. 84 тыс. человек (31%). В Минске сосредоточено 1 млн. 680 тыс. человек (24 % городского населения республики. В стране 13 % населения старше 65 лет. А численность пенсионеров составляет 2 млн. 160 тыс. человек (более 20%). Это свидетельствует о старении населения республики. Соотношение мужчин и женщин таково: на 1000 мужчин приходится 1129 женщин. По национальному составу население Беларуси распределилось следующим образом: белорусы – 81 %, русские – 11 %, поляки – 4 %, украинцы – 2 %, евреи – 0,3 %. По сравнению с переписью 1989 г. увеличилось количество образованных людей. Базовое образование имели 85 % (в 1989 г. – 77 %), а высшее – 14 % (в 1989 г. – 11 %).
Источники по сельскохозяйственной статистике новейшего времени
История сельскохозяйственной статистики в советское время на Беларуси делится на два периода:
1920–1930-е гг., когда ЦСУ изучало преимущественно частные крестьянские хозяйства путем «гнездовых» (динамических) переписей, весенних и осенних опросов и бюджетных обследований.
С начала сплошной коллективизации (1929–1930 гг.) сельскохозяйственная статистика основывалась на ежегодных отчетах колхозов и совхозов и контролировалась теми, кто разрабатывал плановые показатели.
Начало статистического изучения сельского хозяйства в новейшее время положила первая на территории России сельскохозяйственная перепись 1920 г., которая коснулась и восточных земель Беларуси.
 Однако вследствие военного времени надежность показателей была невысока. Большее значение имел опрос населения о формах землепользования, прошедший в последние месяцы 1920 г. Анкеты этого опроса заполнялись не крестьянами, а ответственными работниками сельских Советов. Результаты опроса показали, что 88 % крестьян Восточной Беларуси считали, что лучше обработка земли происходит при хуторской форме землепользования, и в то же время 78 % отметили, что население их сельсоветов стремится к хуторской форме землепользования. Тем самым показывалось отношение белорусского крестьянина к коллективным формам хозяйствования, пропагандируемым большевиками. Поэтому результаты опроса так и не были опубликованы.
Гнездовые (динамические) переписи проходили ежегодно с 1921 по 1929 гг. (кроме 1928 г.) по одним и тем же типичным для природно-хозяйственной зоны группам населенных пунктов («гнездам»). Они проводились по широкой программе (учитывались рабочая сила, посевная площадь, поголовье скота, сельскохозяйственные машины и оборудование, аренда земли, скота, инвентаря и найм рабочей силы). На первом этапе в 1921–1926 гг. изучалась «социально-органическая эволюция» крестьянских хозяйств. На втором этапе в 1927–1929 гг. рассматривались социально-производственные отношения в деревне. Причем особое внимание обращалось на социальный состав населения, которое обслуживалось кредитной кооперацией, и на социально-классовое деление деревни.
Весенние опросы проводились с целью получить статистические показатели о состоянии земледелия и скотоводства после весеннего сева. По этим данным определялся валовой сбор зерна в текущем году. Карточка-формуляр весеннего опроса включал как производственные вопросы (посевы разных культур, количество скота и инвентаря), так социальные вопросы (найм инвентаря и скота, найм рабочей силы).
Бюджетные обследования крестьянских хозяйств в 20-е гг. XX в. позволяли изучить производство самостоятельного крестьянского хозяйства и потребление крестьянской семьи. В бюджетных бланках и лентах разработки (первичных материалах обследования) фиксировался состав семьи, землепользование, отношения найма, аренды, кредитные и рыночные отношения.
Начиная с 1930-х гг. основные статистические данные берутся из отчетов колхозов и совхозов. Это привело к фальсификации результатов (особенно по производству зерновых). С 1934 г. учитывали биологическую урожайность – «хлеб на корню». При этом не всегда отмечали потери при транспортировке, сушке и очистке зерна, а с 1939 г. эти потери вообще не учитывали. Лишь в середине 1950-х гг. опубликовали данные о валовом сборе «амбарного» урожая. Но уже с середины 1960-х гг. начинают учитывать «бункерный» вес зерна, а фактический вес – после очистки и сушки может составить лишь 75 % бункерного. В 1970-е–1980-е гг. урожайность повышали за счет неучтенных посевных площадей, а удои – за счет неучтенных коров, количество мяса – за счет сдач из личных хозяйств колхозников.

Промышленная статистика новейшего времени

Одним из первых мероприятий ЦСУ РСФСР было проведение 31 августа 1918 г. первой промышленной и профессиональной переписи, охватившей 31 губернию, на которые осенью 1918 г. распространялась советская власть. В их числе были Смоленская, Витебская и Могилевская губернии. Изучались структура и положение рабочего класса. Недостатками переписи был недостаточный охват территории. Необходимо учитывать и гиперинфляцию, которая искажала многие данные (стоимость продукции в рублях, заработная плата).
В 1920 г. была проведена еще одна промышленная перепись, в которой не проводилось размежевания между крупной и мелкой промышленностью. Такой же недостаток был и в промышленной переписи 1923 г., которая проводилась только в городах и местечках Беларуси.
С началом политики индустриализации в 1925–1926 гг. от промышленных переписей решили отказаться в пользу ежегодных обследований фабрик и заводов (по таким показателям, как движение сырья, изменения в оборудовании и состоянии энергетической базы). Обследования проводились в 1925/1926, 1926/1927, 1927/1928, 1928/1929 гг. С 1 октября 1926 были введены ежегодные отчеты предприятий, на данных которых с 30-х гг. XX в. начала базироваться промышленная статистика.

Комментариев нет:

Отправить комментарий