Древнейшим из памятников письменного права Древней Руси является Краткая Правда (20-70-е годы XI в.). Она представляет собой кодекс норм прецедентного пра¬ва (т.е. имевшего место ранее и служащее примером). Этими нормами регламентировались отноше¬ния в пределах княжеского (позднее также и боярского) хозяй¬ства, вынесенного за пределы официальной столицы государст¬ва. Возможно, это определило и название самого памятника «Правда роськая» (от раннего значения слова «русь» — дружинники).
Краткая Правда сохранилась в двух списках XV в. (в составе Новгородской I летописи младшего извода) и 11 списках XVIII-XIX вв. Текст Русской Правды — явно вставной — в старшем изводе Новгород-ской I летописи отсутствует.
По структуре и источникам, которые вошли в ее состав, Краткую Правду принято делить на Правду Ярослава и Правду Ярославичей. Существование Правды Ярослава основывается на формальном признаке (ее текст пред¬шествует записи о съезде Ярославичей, на котором они «устави¬ли Правду руськои земли»).
В более поздней Простран¬ной Правде, в которой приво¬дится запись о съезде сыновей Ярослава, речь идет только об отмене кровной мести и замене ее денежным штрафом, «а ино все якоже Ярослав судил, такоже и сынове его уставиша». Это дает основания для сомнений о существовании Правды Ярославичей.
Из состава Правды Ярослава иногда выделяются первые 10 статей, которые, по мнению М.Н. Тихомирова, составляли Древ¬нейшую Правду. Считается, что она была составлена в Новгоро¬де около 1016 г. В 1036 г. на ее основе была создана Правда Яро¬слава.
Краткая Правда рассматривает¬ся как единый цельный памятник, возникший в результате целе¬направленного редактирования ее текста на рубеже XI-XII вв.
Появление первого памятника письменного права, вероят¬но, было вызвано тем, что именно в княжеском окружении нача¬ли формироваться новые, нетрадиционные социальные отноше¬ния, не подпадавшие под обычные нормы. Основой «официаль¬ного», «необычного» законодательства могли выступать как пе¬реработанные древние правовые памятники (типа Закона Рус¬ского) и традиционные нормы права, так и нормы принципиаль¬но новые, заимствованные, скорее всего, из наиболее авторитет¬ного - для князя и его окружения - источника, Священного пи¬сания. О том, что именно библейские нормы легли в основу письменного законодательства, можно судить по очевид¬ным параллелям статей Русской Правды и ветхозаветных тек¬стов.
Ко второму-третьему десятилетиям XII в. обычно относится появление Пространной Правды. Известно более ста списков этого памятника в составе Кормчих книг, Мерил Праведных и юридических сбор¬ников особого состава. Самыми ранними являются Синодаль¬ный список Кормчей (1282 г.) и Троицкий список Мерила Пра¬ведного (вторая половина XIV в.), прочие датируются XV-XVIII вв. Все списки Пространной Правды объединяются в три вида (извода). Пространная Правда имеет самостоятельную основу, расши¬ренную текстами Краткой Правды (в переработанном виде) и Устава Владимира Всеволодовича Мономаха (1113 г.). По объему Пространная Правда почти в пять раз больше Краткой (почему и имеет такое условное назва¬ние). По мнению М.Н. Тихомирова, третьим источником Прост¬ранной Правды был протограф Сокращенной Правды. Однако эту точку зрения не разделяют большинство исследователей.
Наиболее спорным памятником является Сокращенная Прав¬да, сохранившаяся в двух списках XVII в. Обычно ее датируют концом XV в. Большинство исследователей видят в этом па¬мятнике простое сокращение текста Пространной Правды (что отразилось в его общепринятом названии).
С начала XIV в. Русская Правда, по-видимому, начала терять свое значение как действующий источник права. Смысл многих юридических терминов, использовавшихся в ней, становился не¬ясным переписчикам и редакторам, что вело к искажениям тек¬ста. Уже в начале XV в. Русскую Правду перестали включать в юридические сборники, составлявшиеся для практического при¬менения. Это свидетельствует о полной утрате ею — как единого кодекса — правовой силы. Видимо, тогда же она начала включать¬ся в летописные своды. Несмотря на традиционную характеристику Русской Правды как единого памятника, источниковеды РГГУ, считают более корректным рассмо¬трение Краткой, Пространной и Сокращенной Правд как само¬стоятельных источников, связанных между собой.
Комментариев нет:
Отправить комментарий