понедельник, 21 мая 2012 г.

7. Делопроизводственные документы периода Речи Посполитой как источники по истории Беларуси 1569–1795 гг.


Система организации государственного делопроизводства в Речи Посполитой по сравнению с ВКЛ не изменилась радикально. Продолжали вести книги Метрики ВКЛ, актовые книги судов, книги магистратов. Увеличилось количество сеймовой документации – наказы поветовых сеймиков послам, реляции послов с сеймов. Появились и новые виды документов.
По мнению польского исследователя Кшиштофа Петкевича постановление всеобщей конфедерации сословий сейма Речи Посполитой от 29 августа 1696 г. о переходе на польский язык в делопроизводстве было в определенной степени вызвано уменьшением количества специалистов по кириллическому письму в канцелярии короля. В связи с этим особо важные, старые документы ВКЛ для облегчения работы переписывались латинским алфавитом.
В XVII в. польские короли и великие литовские князья активно издавали универсалы – (от лат. universum – всеобщий), распорядительные документы о созыве сейма, уплате налогов. Так, например, 21 июня 1663 г. Ян Казимир выдал универсал, в котором жителям города Витебска и всех его предместий (включая шляхту и духовенство) предписывать доставлять гарнизону витебского замка продовольствие, и все приспособления для амуниции и укрепления замка.
Универсалы издавали не только короли, но и хорунжие поветов при сборе Посполитого рушения. Например, 20 июня 1664 г. хорунжий Пинского повета Базилий Альбрехт Орда выдал универсал, в котором просил шляхту повета прибыть в г. Пинск 24 июня 1664 г. «во имя сохранения своей жизни и своих владений». Универсал сохранился в виде записи в актовой книге Пинского гродского суда.
Низшие урядники также создавали некоторые виды делопроизводственных документов. Например, бурмистры и войты местечек и волостей Пинского староства принесли 13 мая 1653 г. присягу о количестве дымов, которые должны были подвергаться подымному налогу. В присяге отмечалось, что сравнительно небольшое количество дымов и хозяйств огородников, подвергнутых налогообложению (2357 в 5 местечках и 9 волостях), вызвано разорением староства солдатами и моровым поветрием. Присяга была внесена в актовую книгу Пинского гродского суда.
В судебно-следственной документации появились новые виды документов: декреты учрежденного в 1581 г. Трибунала ВКЛ – высшего апелляционного суда. Продолжали составляться жалобы. Например, 14 мая 1661 г. коллективную жалобу подали шляхтичи и земяне Пинского повета в Пинский гродский суд на разорение их имений земянами и мещанами Турова и Давыд-Городка.
В период Речи Посполитой получает дальнейшее развитие сеймовая документация. Поветовые сеймики выдавали своим послам инструкции на вальный сейм. В соответствии с инструкциями послы подавали апелляции, прошения, жалобы (litanii skarg), а король давал свой ответ на них – «респонс».
В период бескоролевья создавались конфедерации–каптуры и проводились каптуровые сеймики, которые издавали универсалы по обеспечению безопасности воеводства или повета, принимали решения о созыве посполитого рушения, утверждали налоги на военные нужды, создавали специальные каптуровые суды.
Во второй половине XVII в. распространяются «рецессы» – документы сейма, куда заносились промежуточные решения и вопросы, требующие рассмотрения на следующих сеймах.
В XVII–XVIII вв. выдавалось большое количество конфирмаций – подтверждений привилеев. Конфирмации подстраховывали привилей в силу того, что записывались в актовые книги канцелярии.
Судебная документация в период Речи Посполитой записывалась в актовые книги и реестры. Актовые книги делились на поточные, декретовые и записовые. Реестры были суммарные, ординарные, тактовые, арестованных, скарбовые и др. Судебными документами в этот период были различные судовые листы.
Вызов в суд оформлялся с помощью позвы. «Позва словная» (устная) применялась только к присутствующим при дворе великого князя, на судебных сессиях или на сейме. «Позва листовная» (письменная) применялась в других случаях. Неправильно оформленная позва считалась недействительной и шляхтич мог подать встречный иск об оскорблении шляхетского достоинства. В позве кратко излагался повод, давалась денежная оценка причиненного ущерба – «такса», для того, чтобы ответчик мог сразу же после приговора выплатить данную сумму.
Такса не указывалась в уголовных делах, в спорах о границах, разделах, выкупах земельных угодий или захвате земли. Суд мог изменить сумму таксы, если считал, что она завышена. В XVIII в. таксу перестали указывать и в позве начали помещать damnum – общее пожелание о возмещении ущерба. Позвы от имени короля назывались мандатами или «мандатами-позвами». С помощью мандатов великий князь вызывал подданных, в первую очередь, шляхтичей в суд. Обе стороны, истец (actor) и ответчик (reus или citatis), могли заключить договор о соглашении – мировую–«лист еднальный». Ответчик мог подать прошение об отсрочке явки в суд – «лист отрочный» (например, по болезни). На суде наиболее весомыми были «доводы листовные» – письменные доказательства сторон. Король издавал баницийные листы, которые лишали преступников гражданских прав.
В дипломатической документации продолжали выдаваться великим князем верющие (верячие) листы, которые являлись документом о полномочиях посла –верительными грамотами.

Комментариев нет:

Отправить комментарий