понедельник, 21 мая 2012 г.

4. История складывания книг Метрики ВКЛ в XVII–XVIII вв. и их дальнейшая архивная судьба


По приказу канцлера Льва Сапеги с 1594 г. дьяки начали переписывать книги Метрики. Работа велась 14 лет (1594–1607 гг.). В результате переписки появилось около 190 новых книг – копий «Литовской Метрики». Переписка документации канцелярии ВКЛ в книги-копии проводилась без ее предварительной обработки и систематизации, в результате чего для книг-копий, особенно для тех, которые охватывали документацию конца XV–XVI в., характерна видовая и хронологическая непоследовательность текстов документов.
Оригиналы документов канцелярии были сложены на хранение в  Виленском скарбе, а копии – в частном доме  в  Вильно. Последнее обстоятельство, по-видимому, спасло книги-копии. Оригинальные книги Метрики за XV–XVI ст. в большинстве погибли во время страшных для Беларуси войн середины XVII в. Так, во время оккупации шведами значительной части Речи Посполитой шведы вывезли Метрику к себе. Правда, по условиям Оливского мира 1659 г. часть ее вернули, но часть утонула  в  Балтийским море. Часть книг погибла при взятии Вильно русскими войсками  в  1655 г. Несмотря на неоднократные сеймовые постановления о поиске этих книг, они так и не были найдены.
Таким образом, в конце XVI – начале XVII в. возникли тексты, которыми мы пользуемся и сегодня.  Оригинальных книг XV в. не сохранилось вообще, немного их осталось и от XVI в. Одна из ранних описей книг–копий Литовской Метрики, которая сохранилась – это опись, сделанная при смене канцлеров в 1623 г. В описи «Литовской Метрики» документы размещены, главным образом, в хронологическом порядке с разделами на подгруппы по годам правления великих князей литовских и королей польских.
В состав «Литовской Метрики» в течение XVII–XVIII в. были включены материалы учреждений, которые размещались на территории столицы и не были связаны с деятельностью великого князя. Так, накануне второго и окончательного присоединения Смоленска к России (1654) весь архив воеводской канцелярии был вывезен. В результате в «Литовской Метрике» возник отдельный фонд, который характеризовал управление Смоленском в течение первой половины XVII в.
Примерно в это же время произошло присоединение к Метрике ливонских материалов и ряда внешнеэкономических документов, непосредственно связанных с деятельностью канцелярии. Часть материалов городских и земских судов, которые хранились россыпью, были внесены  в  книги-копии при переписке, другие были включены немного поздней.
К книгам «Литовской Метрики» добавляла свои документы канцелярия. Следует отметить, что с введением должности подканцлера  в  1566 г. связан раздел канцелярии ВКЛ на две: Великую и Малую. При этом сами акты регламентировали характер их хранения в  архиве, а закон о них был помещен в  книгах «Литовской Метрики». Действовала и делопроизводственная канцелярия, предназначенная для текущих дел. Она находилась вместе с князем, когда тот был в разъездах. В нее  заносили сведения о выданных князем привилеях, пожалованиях и других документах. Затем эти сведения в  более или менее сжатой форме заносились  в  основные книги Метрики, но нельзя исключать, что делалось это не во всех случаях.
В течение XVI–XVIII в. сформировался  в  основном современный состав книг: «Книги записей», «Книги судебных дел», «Книги публичных дел» и «Книги переписей».
Первоочередное значение среди документов «Литовской Метрике» занимают «Книги записей», которые подтолкнули первых исследователей Метрики к мысли о том, что писари великокняжеской канцелярии записывали все материалы без перебора. Из первоначального состава книг «Литовской Метрики» известно, что именно  в  книги записей были переписаны данины великого князя, посольские и часть судебных книг времени правления Казимира и Александра, Жигимонта I Старого. При этом одновременно продолжали вести текущие книги. Таким образом, современное содержание книг записей Метрики очень разнообразно.
Наибольшее количество материалов книг составляют документы, которые подтверждают собственность феодалов на недвижимое имущество, представляют другие права и привилеи. К ним принадлежат грамоты королевские на пожалование земельных владений, доходов, права сбора налогов, утверждение торгов и кирмашей.
Отличием копийных книг Литовской Метрики  второй половины XVI в. от копийных книг в Русском государстве является то, что они состоят исключительно из документов, которые вышли от великого князя, центральной и местной администрации, только 38 документов относятся к частным.
В «Книгах записей» размещены также копии цеховых статутов, которые подтверждались господарем, тут же определялось количество людей, которых выставляли феодалы во время военных действий.
В фонде 389 ЦГАДА  в  Москве хранятся 219 «Книг записей», которые охватывают период с 1440 по 1771 г. В этих книгах в XVII–XVIII  вв. появляется все больше частных актов, которые попали в  состав Метрики самыми разными путями. Например, была широко распространена практика направления для подтверждения разного рода документов (в том числе и частных актов) великому князю (королю). Таким образом, в «Книгах записей» можно найти почти все виды документов, которые выходили из канцелярии ВКЛ.
Наиболее многочисленная группа книг Метрики – «Книги судебных дел». В фонде № 389 ЦГАДА эти книги составляют №№ с 221 по 522 и охватывают период с 1510 па 1713 г. (т.е. около 300). Они включали также документы Виленского замкового суда и решения по делам Брестского и Кобринского староств. Как отмечал один из известных исследователей Литовской Метрики Л. М. Пташицкий, «сложно с точностью определить, книги каких судов входили  в  состав метрического архива». Можно только предполагать, что  в  Метрику сдавались книги высших судов, которые действовали от имени великого князя.
В отделе «Книги публичных дел» собраны книги, которые включают документы общегосударственного значения: сеймовые и конфедератские решения, посольства  в  другие державы, грамоты и дипломы на должности. В фонде ЦГАДА эти книги составляют №№ 523 – 558  (35) и охватывают период с 1528 по 1794. Значительный интерес представляет книга 523 «Попис войска» – фактически перепись населения. Эти материалы изучаются у нас в республике.
«Книги переписей» включают люстрации, описи замков, староств (подробное описание границ с соседними державами). Эти книги  в  общей нумерации фонда № 389 составляют №№ 559–582  (23) и охватывают период с 1542 по 1779 г.
Кроме того, в фонде № 389 имеется одна книга разных сборников актов XV – XVII вв. и сигиллаты (реестры дел с печатями).   Некоторые документы находятся не на месте, т.е. не  в  тех книгах, где собраны одновременно выданные акты, часть документов вообще не скопирована  в  канцелярии, другие же были внесены  в  книги Литовской Метрики, которые не сохранились до нашего времени. Значительный интерес представляют книги, которые служили для регистрации документов, окончательно оформленных в канцелярии и закрепленных печатью – книги «сигиллат». В отличие от других книг, они отражают последовательность оформления документов в канцелярии. К сожалению, эти книги сохранились фрагментарно.
К тому же в «Книгах записей» и  в  «Книгах судебных дел» также встречаются материалы, которые по своему типу приближаются к сигиллатам. Например, в книге № 124 – записей и 126 – судебных дел скопированы сигиллаты канцелярии Сапеги 1649–1650 гг. Они были включены  в  книги  в  связи с тем, что во время битвы под Зборовом 15 августа 1649 г. татары разграбили повозки, где находились и документы Метрики. Только несколько тетрадей, включенных затем в книгу № 124 – записей, удалось собрать на поле боя.
Как и  в  книгах сигиллат, так и в сигиллатах 1649-50 гг. отмечена и дата приложения печати, и дата, проставленная  в  документе. При этом, случалось, дата проставлялась  в  привилеях значительно позже, чем прикладывалась печать. Теперь сложно определить, являлись такие случаи исключением из общего правила или обычной практикой, распространенной в определенные периоды деятельности канцелярии ВКЛ.

Комментариев нет:

Отправить комментарий